1. Hauptnavigation
  2. Navigation des Hauptbereiches
  3. Inhalt der Seite

Немецкий музей гигиены

До объединения страны в Дрездене размещалась Дирекция производственного объединения по производству вычислительной техники «Роботрон» (VEB Kombinat Robotron), на котором в 1980 – х гг. делали персональные компьютеры для стран социалистического лагеря. Ими были оборудованы многие предприятия СССР. Дирекция размещалась в зеленой зоне, примыкающей к Санкт-Петербургской улице (Sankt-Petersburger strasse), которая проходит за Ратушей, если идти от Альтмаркта.

Почти сразу после объединения Германии объединение «Роботрон» прекратил существование, а с ним и его Дирекция. Но одновременно новый импульс к развитию получил стоящий здесь на площади Лингнерплац (Lingnerplatz) Немецкий музей гигиены (Deutsche Hygiene-Museum, DHMD, 1930), монументальное здание в стиле немецкого неоклассицизма.

 

Карл Август Лингнер

Музей основан в 1912 г. в целях санитарного просвещения населения по инициативе дрезденского предпринимателя Карла Августа Лингнера (1861-1916), производившего ныне всемирно известное средство для полоскания рта Odol. Лингнер был одним из организаторов Первой международной выставки гигиены, прошедшей в Дрездене в 1911 г. Она привлекла в город до пяти миллионов посетителей. Огромная и по нынешним временам цифра. В экспозиции с помощью новейших для тех лет технологий были представлены анатомические подробности человеческого тела снаружи и изнутри, а также средства ухода за здоровьем.
    
В дни Второй международной выставки гигиены, состоявшейся в 1930 г., и был открыт музей. Он стал одним из первых сооружений современной архитектуры в центре Дрездена. Сам Лингнер, к сожалению, не дожил до этого знаменательного дня. 

 

Экспозиции и экспонаты музея

Название музея не совсем точно отражает содержание его экспозиций. Они посвящены не только гигиене тела. Здесь в самых разных проявлениях в музейных экспонатах отражается человеческая жизнь в целом. Используются самые современные технологии музейного дела, включая интерактивные экраны и другие возможности мультимедиа.

В собрании музея насчитывается около 45 тыс. экспонатов. На площади 2,5 тыс. кв. м расположились семь основных отделов:
«Прозрачный человек» – внутреннее строение человеческого тела;
«Жизнь и смерть» – от  первой клетки до последней минуты;
«Есть и пить» – физиология и культура питания; 
«Секс» – любовь, ее психология и физиология;
«Помнить, думать, учиться» - космос в голове: человеческий мозг;
«Движение» – взаимодействие частей человеческого тела;
«Красота, кожа, волосы» – на границе между телом и окружающей средой. 

Посетителей «встречает» скульптура «Прозрачный человек» - выполненная в натуральную величину стеклянная женская фигура, у которой видны все внутренние органы. При необходимости можно включить подсветку. Экспонат был впервые представлен на открытии Второй международной выставки гигиены в 1930 г. и стал мировой сенсацией. Впервые в истории широкая публика смогла увидеть внутреннее строение человеческого тела так наглядно (отметим, что в другом зале стоит подобная прозрачная модель коровы).

Среди анатомических экспонатов внимание неизбежно привлекает муляж, на котором серия параллельных срезов от низа живота до середины головы дают возможность ознакомиться со строением большей части человеческого тела в горизонтальной проекции. Все фрагменты вращаются вокруг оси. Модель можно «собрать», «разобрать», внимательно рассмотреть детали.  
Забавно смотрится мультимедийный «скрипач», который по мере исполнения произведения постепенно превращается на экране в скелет, раскланивается, затем снова поднимает смычок и все начинается сначала.

Жутковато выглядит человеческая голова без кожи с огромным, застывшим в крике ртом. Тема повторяется в одном из следующих залов, где в «момент расставания» застыли лишенные кожи с одной стороны тела анатомические модели юноши и девушки. Впрочем,  подобные картины можно увидеть в простой поликлинике.

Судя по внешнему виду, к самым старым экспонатам на выставке относится муляж из кожи, дерева и папье-маше, изображающий процесс рождения ребенка, включая не отрезанную еще пуповину. На современных стендах жизнь плода и деторождение представлены поэтапно в анатомических срезах.  

Среди экспонатов специальный стул для рожениц с вырезом в сиденье. Им широко пользовались в Европе в XIV – XIX вв. Малообеспеченным женщинам стулья на время родов предоставляли тогдашние акушерки, состоятельные дамы владели собственными «приспособлениями». 

Интимную жизнь человека, отражают около десятка схематичных любовных поз (включая гомосексуальные и лесбийские), стенды, посвященные противозачаточным средствам, муляжи гениталий, пораженных венерическими заболеваниями, плакаты против СПИДа, несколько моделей поясов верности (с ключами), приводится процентная статистика о том, сколько раз вступают люди в половые отношения в день, в неделю, в месяц, в год…

Очень красивы обнаженные девушки, изображенные спереди и сзади на вращающихся планшетах. Роль одежды в человеческом образе отражает любопытная фотосессия («Голый Нью-Йорк»), где изображены одни и те же люди в одежде и без нее. Впечатление грустное. На снимках нет ни мужчин, ни женщин, которые выглядят раздетыми, по крайней мере, не хуже, чем одетыми. Бедный Нью-Йорк!

В зале «Есть и пить» в подробностях можно рассмотреть полутораметровый «человеческий язык». Детей привлекает плотный натюрморт из голов различных животных, которых человек употребляет в пищу. Нажав на одну из них, получаешь на экране описание «продукта».

В финале прогулки по этому анатомическому театру посетителей ждет сюрприз: галерея портретов известных людей, которые вошли в историю как образцы человеческой красоты. В их числе легендарная Нефертити, поэт лорд Байрон, любовница баварского короля Людвига I авантюристка Лора Монтес, знаменитая парижская красавица времен Наполеона Жюли Рекамье, первый герцог Бэкингемский Джордж Вильерс – персонаж знаменитого романа «Три мушкетера»… Но, следуя субъективным представлениям автора этих строк о прекрасном, трудно, судя по портретам, назвать красавицами, любовницу Августа Сильного графиню фон Козель или считавшуюся самой прекрасной дамой Флоренции Симонетту Веспуччи, любовницу Джулиано Медичи. Уточнение «судя по портретам» сделано потому, что Симонетта Веспуччи, изображенная на картинах Сандро Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры» действительно восхищает своей красотой. 

В музее всегда много молодежи, особенно школьного возраста. У них здесь проходят занятия по биологии и анатомии. А специально для уважаемых посетителей от четырех до двенадцати лет здесь создан музей в музее «Наши пять ощущений», где дети «по-научному» узнают, что же на самом деле представляют из себя зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.