Фарфоровая мануфактура

Самое известное предприятие города - Государственная фарфоровая мануфактура Мейсена (Staatliche Porzellanmanufaktur Meissen), производящая фарфор ручной работы. Она основана в 1710 г., после того как алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719) открыл секрет изготовления европейского фарфора. Тогда его называли «белым золотом» - настолько он был дорог. О китайском фарфоре рассказывали легенды, считалось, например, что посуда из особых сортов меняет цвет, если в налитой жидкости будет яд.


«Белое Золото»

На то, что чтобы открыть тайну получения «белого золота» у Бёттгера ушло почти 10 лет. Впрочем, несправедливо отдавать только ему лавры изобретателя европейского фарфора. Приставленный к нему королем математик, физик и геолог граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз был не только надзирателем и толковым фабрикантом, но и опытным ученым, который проводил в Саксонии обширные геологические исследования в поисках огнеупорного материала для стеклоплавильных печей его заводов. Сделал свой вклад в изобретение фарфора и Пабст фон Охайм, работавший вместе с Бёттгером и Чирнгаузом.

Но центральной фигурой остается, конечно, Бёттгер. Почти все время до и после получения фарфора, он фактически находился в заключении, работая в секретных лабораториях, специально созданных в казематах Дрезденской крепости, в крепости Кёнигштайн и замке Альбрехтсбург в Мейсене. В Альбрехтсбурге фарфоровая мануфактура находилась с 1710 по 1863 гг., после чего она была переведена в помещения, построенные специально для неё за пределами Старого города.

Одно из первых изображений Мейсенского фарфора запечатлено на знаменитой картине Жана Этьена Лиотара «Шоколадница», на которой изображена красавица Анна Бальтауф (Anna Baltauf). Это небольшое полотно находится в Дрезденской картинной галерее «Старые мастера».

В Дрездене находится и самая грандиозная художественная роспись, выполненная по мейсеновской фарфоровой плитке. Это панно «Шествие князей», выложенное на стене Музея транспорта, выходящей на Аугустусштрассе, что начинается от Дворцовой площади. Грандиозный фриз длиной 104 м. изображает торжественную процессию 35 представителей династии Веттинов – королей, курфюрстов, деятелей науки и искусства в сопровождении свиты. Первоначально фриз был выполнен в 1870–1876 гг. известковыми красками по штукатурке, а в 1906 г. монументальную картину перенесли на 24 тыс. керамических (фарфоровых) плиток, изготовленных на Мейсенской фарфоровой фабрике. Когда в феврале 1945 г. Дрезден накрыл огненный смерч англо-американской бомбардировки и в городе горела земля, плитки, закаленные при высоких температурах, почти не пострадали, только покрылись копотью. Пришлось заменить лишь около 200 плиток.

В 1929 г. на Мейсенской фарфоровой фабрике для городской церкви Фрауэнкирхе Мейсена был отлит комплект музыкальных колоколов, на которых могла быть впервые в мире исполнена мелодия. Все предыдущие попытки добиться мелодичного звучания оказались безуспешными. Сегодня ежедневно звучат шесть мелодий. Подробнее в разделе «Фрауэнкирхе» ….

Яркие впечатления о фарфоре торговой марки Meissen®, его истории и традициях дает посещение городского музея Haus MEISSEN®. Там можно видеть предметы, выполненные в самых разных художественных стилях. Классицизм, барокко, рококо, модерн, направления современного искусства. Прекрасными работами уставлен стол курфюрста Августа III  длиною в три с половиной метра.

На фабрике сегодня работают около 600 человек. Примерно половина из них художники. С открытием музея в 1916 г. были созданы демонстрационные мастерские-салоны, где представлены основные этапы производства фарфора: работа гончара с глиной, отделка продукции и ее роспись. Работники-демонстраторы трудятся в присутствии постоянно меняющейся публики. Во время экскурсии по музею многие посетители впервые узнают, что после обжига изделия из фарфора уменьшаются примерно на одну шестую в объеме. К примеру, у тех же тарелок уменьшаются и диаметр, и толщина. На роспись одной вазы уходит до 120 часов. В ассортименте фабрики около 175 тыс. типов фарфоровых предметов. За время существования Мейсенской мануфактуры на ней создано около 20 тысяч моделей фарфоровых изделий. В музейной коллекции — три тысячи образцов Мейсенского фарфора разных периодов.

Продукция Мейсенской мануфактуры недешевая. Простенькая чашечка стоит около 50 евро, блюдце «с цветочком» - около 100, чашка особой формы – от 200, крупная многофигурная композиция - несколько десятков тысяч евро.


Ресторан Meissen®

При мануфактуре есть ресторан Meissen® с богатым выбором блюд немецкой и средиземноморской кухни. Меню с многозначительным названием «Путешествие во времени» дает возможность отведать блюда по старинным рецептам, среди которых есть такие, которым не одно столетие. Стол сервируется мейсенским фарфором.


Русские заказы

Со второй половины XVIII по начало XX в. включительно на Мейсенской фарфоровой фабрике были выполнены три больших заказа, связанных с Россией. В Мейсеновском музее представлены копии многих предметов из этих заказов.  

Первый стал подарком к свадьбе Софии Фредерики Августы фон Ангальт-Цербской, ставшей позднее русской императрицей Екатериной Второй, и Петра Федоровича, будущего императора Петра Третьего. Россия в XVIII в. была важнейшим союзником Саксонии и щедрый подарок должен был способствовать укреплению отношений между странами. Он представлял собой три больших сервиза - столовый, кофейный и чайный, - общим числом на тысячу предметов, покрытых росписью в виде цветов и насекомых. Помимо царского герба в оформлении сервиза присутствует изображение ордена Святого Андрея Первозванного с инициалами SARP (Sanktus  Andreas Russiae Patronus), что означает в переводе с латыни Святой Андрей – Покровитель России.

Второй заказ, его называют «большим русским заказом», сделала уже сама Екатерина II. Она пожелала, чтобы в оформлении одного из павильонов Катальной горки в Ораниенбауме присутствовали 40 фигурных изображений из фарфора. Над этим «Большим русским заказом» с 1772 по 1775 гг. работали Иоганн Кендлер и Мишель Виктор Асье.  Одни фигуры объединяет аллегорическая тематика (представлены, например, «изящные искусства» такие как живопись, астрономия и другие), другие связаны с античной мифологией, был и боевой индийский слон с ногами похожими на медвежьи лапы и огромным хоботом. В 1776 г. Екатерина II  заказала на мануфактуре скульптурное изображение своей любимой собачки Лизетты. Для достижения максимального сходства с оригиналом Кендлеру из России в Мейсен были присланы картина с изображением животного и его описание.

Третий заказ был посвящен «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Фурор, произведенный в Европе балетом, который он привозил, нашел отражение в группе фарфоровых фигурок, изготовленных в 1912 г. Паулем Шойрихом. Прообразом характеров для них послужил балет «Карнавал».  В капризной манере движения рук и в форме юбок-кринолинов, усыпанных бантиками, угадывается стиль эпохи рококо. Поистине неповторима динамика композиций «танцующих» фигурок.


Адрес фабрики и музея:

Talstrasse 9, Meissen

Как добраться:

электричка из Дрездена до станции  Meißen-Triebischtal, далее следуя указателям примерно пять минут пешком. От вокзала: автобус «А», а также City-Bus до остановки Meißen-Triebischtal, находящейся напротив фабрики.  

Режим работы (музей и демонстрационные мастерские):

пн.– вс.: 9.00 – 18.00 (май-октябрь), в остальное время до 17.00. Фабрика закрыта 24, 25, 31 декабря и 1 января. Два раза в год на фабрике устраиваются Дни открытых дверей. Это обычно предпоследние или последние субботы апреля и октября. В эти дни можно увидеть цеха, где работают гончары, отделочники, увидеть печи и т.д.