Русский след в Мейсене

Связи с Россией в Мейсене прослеживаются в основном по продукции Мейсеновской фарфоровой фабрики. Здесь со второй половины XVIII по начало XX вв. включительно были выполнены три крупных работы, связанных с Россией.  В мейсенском музее представлены копии многих предметов из этих работ.  

 

Подарок к свадьбе Екатериной II

Первой работой был подарок к свадьбе Софии Фредерики Августы фон Ангальт-Цербской, ставшей позднее русской императрицей Екатериной II, и Петра Федоровича, будущего императора Петра Третьего. Россия в XVIII в. являлась важнейшим союзником Саксонии и щедрый подарок должен был способствовать укреплению отношений между странами. Он представлял собой три больших сервиза - столовый, кофейный и чайный, - покрытых росписью в виде цветов и насекомых. Помимо царского герба в оформлении сервиза присутствует изображение ордена Святого Андрея Первозванного с инициалами SARP (Sanktus  Andreas Russiae Patronus), что означает в переводе с латыни Святой Андрей – Покровитель России.

 

Заказ самой императрице

Второй работой стал «Большой русский заказ», сделанный уже самой Екатериной II. Она пожелала, чтобы в декоративном оформлении одного из павильонов дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов) присутствовали 40 фигурных изображений из фарфора. Над этим заказом с 1772 по 1775 гг. работали Иоганн Кендлер и Мишель Виктор Асье. Одни фигуры объединяет аллегорическая тематика (представлены, например, «изящные искусства» такие как живопись, астрономия и другие), другие связаны с античной мифологией, был и боевой индийский слон с ногами похожими на медвежьи лапы и огромным хоботом. В 1776 г. царица заказала на фабрике скульптурное изображение своей любимой собачки Лизетты. Для достижения максимального сходства с оригиналом из России в Мейсен были присланы картина с изображением животного и его описание.

 

Балет «Карнавал»

Фурор, произведенный в Европе «Русскими сезонами» балета, который привозил в начале прошлого века гениальный антрепренер Сергей Дягилев, нашел отражение в группе фарфоровых статуэток, изготовленных в 1912 г. Паулем Шойрихом. Прообразом для них послужил балет «Карнавал». В капризной манере движения рук и в форме юбок-кринолинов, усыпанных бантиками, угадывается стиль эпохи рококо. Поистине неповторима динамика композиций «танцующих» фигурок.